Новости

80-летие блокадного трамвая

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва был запущен пассажирский трамвай. Трамваи тогда вышли на пять маршрутов — № 3, 7, 9, 10 и 12, спланированных таким образом, чтобы с одной пересадкой можно было доехать из любой части города в другую. Трамвай в осаждённом городе был единственным видом общественного транспорта. Для всех ленинградцев, которых испытывала на прочность блокада, это событие знаменовало окончание страшной зимы, начало нормальной жизни. Благодаря трамваю рабочих понемногу отпускали с казарменного положения, и они смогли видеться с родственниками. Заработала с удесятеренной силой эвакуация, а еще — часть трамваев переоборудовали в санитарные поезда, которые увозили раненых с поля боя непосредственно к госпиталю. Возрождённый после суровой зимы 1941−1942 годов грузовой трамвай использовался для очистки города от мусора и нечистот, для перевозки продовольствия, песка и боеприпасов, для доставки грузов на предприятия. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь!

Вот слова вагоновожатой трамвайного парка им. Блохина Е. Ф. Агаповой: «Шли в парк как на праздник, знали: должны выехать на линию… И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение. И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости… Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбежками и обстрелами. Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех блокадных пассажиров».

Напряжение в сеть в Центральном районе дала тяговая подстанция № 11 на Фонтанке: трамвай пошёл по главной магистрали города. Вот как пишет об этом историческом дне сам «командир блокадного трамвая» Михаил Сорока: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?

Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!

Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград".

15 апреля 2022 года, в день 80-летия восстановления движения пассажирского трамвая в блокадном Ленинграде, на Пискарёвском мемориале была проведена акция памяти «Блокадный трамвай». Инициаторы акции — учащиеся школы № 543 Московского района Санкт-Петербурга. Организаторам акции стал Дворец детского (юношеского) творчества Московского района при поддержке СПб ГУП «Горэлектротранс». Помощь в организации патриотической акции оказали МО «Московская застава» и МО «Гагаринское».

В акции приняли участие ученики школ № 543 и № 484, Морской школы Московского района. Вспомнить о подвиге ленинградских транспортников на Пискарёвский мемориал пришли представители Дворца детского (юношеского) творчества Московского района и воспитанники Учебно-курсового комбината ГУП «Горэлектротранс». Всего 300 школьников учебных заведений Московского, Калининского, Адмиралтейского, Выборгского и Невского районов. Возглавила колонну рота почётного караула в составе воспитанников кадетских классов. Участники акции памяти торжественной колонной прошли по центральной аллее Пискарёвского мемориального кладбища к монументу «Мать-Родина», где почтили минутой молчания подвиг ленинградских трамвайщиков. У подножия монумента учащихся школы № 543 представили литературно-музыкальную композицию о Блокадном трамвае: стихи военных и послевоенных лет. В своём выступлении школьники показали, как важен был трамвай для всех жителей Ленинграда и как тяжело было пережить четыре месяца без него в условиях тяжёлой и суровой блокадной зимы. С каким счастьем и трепетом люди встречали первый «оживший» трамвай, ведь если трамвай жив, значит, живёт и надежда. Директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Юрьевич Минкин в своём приветственном обращении к школьникам подчеркнул, что сегодня в истории Ленинграда день радостный — сегодня поехал трамвай!

«Вы здесь можете ещё и немножко задуматься (на кладбище для этого приходят), попробовать понять: а как это произошло? Каким образом здесь оказались полмиллиона человек, кто это сделал, зачем, как „цивилизованная“ Европа 80 лет назад убила сотни тысяч женщин, стариков и детей? Подумать о том, что, может быть, если бы в Советском Союзе тогда поверили в реальность угрозы от Гитлера и подготовились бы, то кладбище могло бы быть поменьше. Сегодня такой день, в который в далёком 1942 году в апреле в Ленинграде люди смеялись. Смеялись, улыбались и радовались, потому что на улицах появился трамвай — после долгой и тяжёлой зимы 1941 года, после огромного количества жертв появился трамвай. А немцы, наблюдая за этим, обалдевали и не понимали, как это может быть: город „умер“, а трамвай весело едет по улицам и все смеются», — отметил директор СПб ГУП «Горэлектротранс».

Денис Юрьевич Минкин поблагодарил ребят, что несмотря на холод они пришли поклониться транспортникам и всем нашим предкам, погибшим в Ленинграде.

Депутат фракции «Единой России» в региональном парламенте Алексей Николаевич Цивилев, принявший участие в памятном мероприятии, подчеркнул: «Патриотизм — это любовь к Родине. Её не бывает без знания истории. Я, например, учился десять лет на соседней улице с Пискарёвским кладбищем. Мы всегда приходили сюда на мероприятия: 27 января, 8 сентября — в самый трагический день для Ленинграда, для Петербурга, 9 Мая, и пропитывались историей. То есть школьники смотрели и спрашивали, узнавали: а почему так произошло, а почему здесь похоронено столько людей и можно ли было этого избежать. На Пискарёвском кладбище каждый пришедший соприкасается с трагедией, но эти страницы истории важно знать и посвящать в них молодежь, чтобы никто не смог выбить у неё почву из-под ног. Ты должен обязательно знать, сколько граммов хлеба выдавали ленинградцу, как люди добывали воду, что они ели, как выживали, сколько людей эвакуировано, сколько лежат на кладбищах, как встретили они возобновление трамвайного движения после первой блокадной зимы… Это страшная история, но без неё твой патриотизм могут перевернуть и тебе будет стыдно, оттого что ты эту историю не знаешь».

На Аллее Памяти Пискарёвского мемориала расположена памятная плита, посвящённая подвигу работников Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома, погибших в годы войны. Участники акции выставили Почётный караул у памятной плиты. Школьники изготовили профиль трамвая военной поры марки МС с отверстиями для гвоздик, который разместили возле памятной плиты. После возложения цветов Блокадный трамвай как бы «ожил». Цветочная композиция в виде трамвая символизирует Жизнь, Память и Весну и показывает роль пассажирского трамвая в блокаду: пока жив трамвай — город жив.

Видеосюжет ТВ-канала «Санкт-Петербург»