Новости

Церемония возложения цветов делегацией СПб ГУП "Горэлектротранс"

5 мая 2021 года на Пискарёвском мемориальном кладбище ветераны, представители всех парков и служб СПб ГУП «Горэлектротранс», учащиеся Учебно-курсового комбината СПб ГУП «Горэлектротранс», в преддверии празднования 76-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов, приняли участие в торжественно-траурной церемонии возложения цветов к монументу «Мать-Родина» и памятной плите работникам Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда, погибшим в блокаду и на фронтах Великой Отечественной войны. Участники церемонии почтили память погибших защитников и жителей блокадного Ленинграда минутой молчания.

У памятной плиты участники возложения провели митинг. На митинге выступили ветераны предприятия и директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Минкин Денис Юрьевич.

«Для того, чтобы пустить трамвай, нужно было очистить пути и подходы к ним, — рассказал ветеран Трамвайного парка № 1 Валентин Григорьевич Кузьминский. — Чтобы вывезти сколы, снег, из нашего парка 7 марта вышел первый грузовой трамвай. А 8 марта состоялся субботник. Я с сестрой сидел дома, но мама вышла. И немцы, увидев такое оживление, ответили артиллерийским обстрелом. Люди выходили на субботники голодные, еле живые. Были две разных формы очистки: «под скребок» и «под лопату». И я могу свидетельствовать, что 31 марта 1942 года Гороховая улица была очищена «под лопату».

Также воспоминаниями о своём военном детстве поделился ещё один ветеран Трамвайного парка № 1 — малолетний узник концлагеря, вагоновожатый, слесарь по ремонту подвижного состава Анатолий Зезюкин.

Ветеран Юрий Львов зимой 1941−1942 годов жил в блокаду напротив другого трамвайного парка — имени Леонова: «Самые тяжёлые времена для нас были декабрь и январь 1941 года. По статистике, в декабре 60 тысяч человек умирало каждый день. Каждый день! Но не надо расценивать блокаду только как смерть! Помимо умерших и полутора миллионов эвакуированных здесь работало почти миллион человек! Работали 86 крупных предприятий, которые выпускали оружие».

Директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Юрьевич Минкин пригласил ветеранов на коллективный просмотр документального фильма «Трамвай идёт на фронт», вышедшего в преддверии 79-летия пуска трамвая в блокадном Ленинграде. Картина создавалась при поддержке городского правительства и с участием Горэлектротранса. Автор ленты, петербургский писатель и журналист Анатолий Аграфенин собрал в одном фильме уникальные архивные кадры военной поры и воспоминания жителей блокадного Ленинграда.

«Горэлектротранс очень трепетно и бережно относится к своей истории, в том числе и к военной. Она богатая и „намоленная“. Часть этой истории отражена в фильме „Трамвай идёт на фронт“. Советую всем его посмотреть, чтобы понимать, где мы работаем и насколько богатая история у нашего предприятия», — обратился к участникам памятной церемонии Денис Юрьевич.

До войны Трамвайно-троллейбусное управление Ленгорисполкома (ТТУЛ) перевозило только трамваями 1 миллиард 200 миллионов человек в год. В те времена трамвай был основным и главным видом транспорта, а в годы блокады — вообще единственным, потому что машины и автобусы были нужны фронту. Когда 15 апреля, спустя 4 с небольшим месяца после остановки движения, вновь запустили трамвай, то сделали 5 маршрутов, которые соединяли весь город, позволяя всего с одной пересадкой добраться в любой конец Ленинграда. Позже учёные подсчитали, что трамвай экономил ленинградцам в среднем 400 калорий в день, тогда как 125 граммов хлеба, дневная норма — это меньше 200 калорий. Вот какой была значимость трамвайного пассажирского движения в те годы. Для сотрудников ТТУЛ работа в блокадном Ленинграде была сродни боевым действиям. С началом войны на предприятии осталась четвёртая часть коллектива: остальные ушли на фронт. Согласно архивным данным, за время блокады Ленинграда на рабочих местах было убито 77 работников Трамвайно-троллейбусного управления, ранено — 168 человек, контужено — 106. Пропал без вести 71 человек. Пассажирское движение трамваев в осаждённом городе прервалось лишь однажды — с 8 декабря 1941 по 15 апреля 1942 года. Но даже в этот период работники Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома продолжали находиться на своих постах.

По сложившейся несколько лет назад традиции у памятной плиты трамвайщикам студенты Учебно-курсового комбината Горэлектротранса получили в подарок книгу «Фронтовой трамвай». Её написал начальник Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны и блокады Михаил Сорока. «Командиру блокадного трамвая» принадлежит огромная личная заслуга в восстановлении трамвайного движения в осаждённом Ленинграде.

Завершилась церемония посещением музейной экспозиции Пискарёвского мемориального кладбища.